Василий Бабинцев, директор по
маркетингу Directum, в интервью TAdviser рассказал о факторах, которые оказывают
влияние на российский рынок СЭД, последних трендах и перспективах развития
систем электронного документооборота.
Какие события, на ваш взгляд, оказали
существенное влияние на российский рынок СЭД/ECM в 2015-2016 годах?
Причины изменений, происходящих на российском
рынке, стоит искать в более ранних периодах, сейчас мы наблюдаем их отложенный
эффект.
В первую очередь, речь идет об
экономическом кризисе, который начался в 2014 году, санкциях и ответном
курсе на импортозамещение. Отказ от западных решений был связан как с
их значительно возросшей стоимостью, так и с неформальным или прямым запретом на
покупку. При этом часто в разговорах об импортозамещении программных продуктов
очень многие начинают говорить о переходе на СПО, хотя на самом деле, это не
тождественные друг другу понятия. Планы по импортозамещению включают в себя
несколько уровней работы: СУБД, операционные системы, прикладные системы и
офисное ПО. На уровне СУБД отечественных аналогов нет, поэтому при отказе от
западных решений выбираются свободно распространяемые СУБД, например, сегодня
активно рекламируют Postgres). В случае с ОС в качестве альтернативы также
рассматриваются СПО решения на базе Linux. Если мы говорим об офисном ПО, то
есть здесь уже появляется российский проприетарный продукт «МойОфис» и есть
бесплатные пакеты LibreOffice и OpenOffice. А вот на уровне бизнес-приложений
существует большой пласт отечественного ПО (и конкретно СЭД), которое за
последнее десятилетие зарекомендовало себя как надежный инструмент, и активно
конкурирует с западными системами.
Изменения в законодательстве и подходах к
закупкам ПО – еще один фактор, косвенно связанный с
импортозамещением, где он оказывает влияние на крупные предприятия и компании с
госучастием. Например, Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ явно запрещают или
сильно ограничивают покупку западного ПО. Это влияет на выбор СЭД крупными
компаниями, которые так или иначе испытывают на себе влияние государства. Но
важнее даже другое – в целом закупки стали заметно прозрачнее.
Также сегодня активно развивается тема
межкорпоративного документооборота (МКДО) — во многом она имеет чисто
российскую специфику. С одной стороны, это связано с большими расстояниями, с
которыми приходится мириться при пересылке деловых документов. Представьте,
например, что документ внутри страны может идти неделю только в одну сторону,
столько же — обратно, и еще 2 недели рассматриваться. В итоге получаем месяц
ожидания решения по одному документу. В таких условиях перевод юридически
значимого документооборота в электронный вид — насущная необходимость бизнеса. С
другой стороны, и само государство в лице ФНС стремится к переводу в электронный
вид всех учетных и сопровождающих их документов.
Налицо это двустороннее движение к МКДО. С
одной стороны, государство работает над развитием законодательства в области
обмена формализованными документами, а с другой — бизнес активно развивает
внутреннюю инфраструктуру и нормативную базу по обеспечению юридической
значимости неструктурированных электронных документов.
В итоге перечисленные события за последнее
время вызвали волну смены СЭД в крупных компаниях. Рынок электронного
документооборота развивается уже более 20 лет, крупные компании вкладывались в
инфраструктурные проекты, внедряли СЭД (начинали с локальных задач регистрации и
учета документов, постепенно расширяя функционал). Сейчас же они созрели до
мощных корпоративных ECM-решений, а «старые» СЭД не всегда соответствуют новым
условиям.
Хочется также отметить и мобильность —
это не новый, но по-прежнему влиятельный тренд. Он стал бурно развиваться с
проникновением широкополосного доступа в интернет и приходом нового, молодого
поколения пользователей, изначально ориентированного на мобильную работу. А
теперь и многие руководители стали осваивать СЭД через преимущественно мобильный
интерфейс.
Как вы думаете, способен ли запуск реестра
отечественного ПО значительно поменять расстановку сил на рынке СЭД/ECM?
В среде госорганов — да, т.к. законодательство
требует от госструктур покупки отечественного ПО, и для них выполнение
требований закона становится определяющим критерием выбора. Для бизнеса — это
всего лишь дополнительный фактор, на который стоит обратить внимание.
Импортозамещение всколыхнуло внимание к
отечественным решениям, у которых нет таких больших рекламных бюджетов как у
мировых ECM-лидеров. Поэтому на начальном этапе, конечно, расстановка сил
поменялась, но в среднесрочной перспективе большее влияние будет оказывать
естественное развитие мощности отечественных ECM-решений. А за последние 10 лет
отечественные решения стали конкурентыми.
В целом, по вашим данным, в каком направлении
движется рынок? Какая динамика прослеживается?
По субъективным ощущениям, рынок замер после
спада. Это подтверждает и наша статистика. В сравнении с 2014 годом, в 2015
почти в 1,5 раза сократилось количество новых проектов. Но при этом выросли их
масштабы: количество лицензий, приходящихся в среднем на 1 новый проект, выросло
на 45%. Значительно выросло число рабочих мест и в рамках проектов развития уже
внедренных систем. В общем объеме проданных лицензий 60% пришлось именно на
проекты развития.
Изменилась и структура спроса. Компании не
просто выбирают системы для автоматизации документооборота, а смотрят на
конкретные прикладные решения, способные дать быстрый видимый результат:
межкорпоративный документооборот, управление закупками и т.д. Это говорит о том,
что сегодня СЭД рассматривается заказчиками как система для решения сквозных
бизнес-задач, выходящих за классическое понимание делопроизводства: финансовый
архив, управление договорами и согласование счетов на оплату, командировки.
Какие проекты в настоящее время преобладают
(модернизация или масштабирование ранее внедренных решений, запуск новых
проектов с нуля, миграция на новые СЭД/ECM-системы)?
Присутствуют все проекты, но стоит
разграничить сравнение по количеству и масштабу проектов.
Миграция на новые ECM-системы характерна для
крупных компаний, для них модернизация происходит постоянно — это естественный
эволюционный процесс. Таких проектов немного, но они являются колоссальными по
своим масштабам. Показателен пример ОАО «Сургутнефтегаз» — миграция данных со
старой системы на DIRECTUM проводились в 2014 году и потребовала 7 суток
непрерывной работы. В мае 2016 года перевод на новую версию DIRECTUM занял уже 3
дня.
Запуск новых проектов с нуля преобладает в
сегменте среднего и малого бизнеса. Для небольших компаний открылись возможности
облачных корпоративных систем, теперь они могут не покупать, а арендовать
полнофункциональные мощные ECM-решения. Без серьезных первоначальных вложений и
необходимости держать свою ИТ-инфраструктуру. С начала года мы наблюдаем
серьезный рост спроса на нашу облачную систему DirectumRX: 70 проектов за 10
месяцев или, в среднем, по 2 проекта в неделю. Клиенты разные: от 10 до 200
рабочих мест.
Согласны ли вы с утверждением, что в
последнее время заказчики стали более требовательными, и что в текущих условиях
они ждут лучшего за меньшие деньги?
Такая ситуация была всегда, просто кризис и
другие нестандартные обстоятельства обостряют желание экономить. При более
спокойной экономической обстановке клиенты более лояльны, они ищут
альтернативные, нефинансовые источники повышения эффективности, думают об
удобстве пользователей. Сейчас отголоски кризиса ощущаются, и деньги часто
выходят на первый план.
Но для нас это не повод забывать о
нематериальных эффектах. Подключение сквозных бизнес-процессов, мобильность и
упрощение интерфейсов — это устойчивые тренды, и заказчики обращают на них
внимание тоже. В особенности, когда счёт идет на тысячи сотрудников, когда
невозможно даже просто обучить каждого из них, а бизнес требует сохранения
непрерывности процессов – нужно думать об удобстве работы рядового пользователя
с различным профилем загрузки, в т.ч. с разъездным характером работы.
Назовите 3 главных тренда рынка, которые
наиболее заметны в настоящее время.
Выделить три общих тренда рынка довольно
сложно, в каждом сегменте есть свои.
Для среднего бизнеса — это корпоративные
облачные системы.
В крупном бизнесе — смена локальных или
устаревших СЭД на современные ECM-платформы, в том числе с поддержкой сквозных
процессов в филиальных и холдинговых структурах. Сюда же мы относим
межкорпоративный юридически значимый документооборот.
Если говорить про органы государственной
власти, то это импортозамещение и движение в сторону СПО.
В целом на уровне бизнес-пользователей — это
мобильность и упрощение интерфейсов.
Попробуйте спрогнозировать, какая
функциональность решений класса СЭД/ECM может стать наиболее актуальна/популярна
через 3-5 лет.
Межкорпоративный юридически значимый
документооборот: к 2018 году аналитики ожидают
трехкратное увеличение этого рынка (EDI, бухгалтерская отчетность,
неформализованные документы), при этом доля неформализованных документов может
увеличиться с 2% до 46%.
Также это управляемые федеративные системы
крупных компаний. Поскольку идет тренд на внедрение масштабируемых
ECM-решений с подключением сквозных процессов, то станет актуальна поддержка
работоспособности отдельных СЭД, объединенных в федерацию. Это и
централизованная поддержка версионности, и параллельное развитие отдельных
инсталляций ПО, заточенных под специфические бизнес-задачи: финансовый архив,
кадровый документооборот, управление договорами и т.д.
Веб и мобильность для всех пользователей:
количество мобильных сотрудников растет, важно обеспечить им полноценную работу
в СЭД, вне зависимости от должности, профиля загрузки, в том числе в режиме
онлайн и офлайн, с учетом нестабильного мобильного интернета.
Какой, по вашему мнению, должна быть
«идеальная» ECM-система? Каких недостатков, типичных для современных решений,
она должна быть лишена?
Если бы была возможность создать такую
«идеальную ECM-систему», то она бы уже давно существовала.
СЭД – это не «вещь в себе», она
разрабатывается и адаптируется под потребности заказчика. Поэтому и идеальной
СЭД не существует в природе, а есть система, подходящая конкретной компании на
определенном этапе ее развития: закрывает ее ключевые потребности в
документообороте и взаимодействии сотрудников, гибкая в развитии с точки зрения
бизнес-функций, подходящая под ИТ-инфраструктуру компании, понятная и удобная
для заказчика.
Источник: TAdviser
07 октября 2016 г.